• Мой телефон : 8 914 805 00 98
06Апр
2016
0
Сказкотерапия.

Сказкотерапия.

Кто из нас не читал в детстве сказок? Нет на свете таких людей, которые  не любили бы сказки. Они всегда нас возвращают в детство. Сказки нам открывали тайны чудесных стран, рассказывали о приключениях сказочных героев и незаметно учили нас. Все мы родом из детства и все воспитаны на сказках.

В этой статье, я бы хотела поговорить о сказке, как о способе лечения в психотерапии.

[su_expand]

В общих словах, такой метод можно описать так, сказкотерапия – это сказка сочиненная психотерапевтом знающим суть проблемы клиента, дающая возможность  направить клиента на путь выздоровления путем метафор использованных в сказке.

Основателем сказкотерапии был Милтон Эриксон, который использовал сказку в качестве вспомогательного средства при работе с клиентом. Но не все психологи согласны с тем, что с помощью сказки можно показать путь решения проблемы. Многие психологи считают, что сказкотерапия не может работать сама по себе и является исключительно вспомогательным средством при более глубокой работе с клиентом.

Но где сказкотерапия необходима, так это в работе с детьми. С помощью сказки можно предложить ребенку разные пути решения проблемы.  И это не единственный плюс использования сказки в психотерапии.

Сказка дает прекрасную возможность найти общий язык взрослого и ребенка. Как правило они говорят на разных языках. Как правило ребенок двуязычен, а взрослый имеет проблемы в общении и я зык сказки помогает им объединиться и добиться результата.

Далее – сказка наиболее информативна. Клиент сочиняя сказку самостоятельно, использует метафоры, которые отображают более глубокие проблемы,  считая сказку чем то не серьезным он расслабляется и перестает замыкаться тем самым позволяя вскрыться самому сокровенному, тому, что он не может выразить с помощью обычной речи.

Сказка пробуждает к творчеству самого психотерапевта и выводит его работу на интуитивный уровень, архитипов и первого впечатления. По большому счету, сказка это инструмент на котором психотерапевт умело исполняет свои произведения.

Психологический анализ сказок.

Сказка, как ни странно, несет психологическое влияние и на ребенка и на взрослого. И разные направления в психологии по-разному анализируют сказки. Бихивиоральный  подход предлагает относиться к сказке, как к описанию всевозможных моделей поведения. То есть сказка может объяснить ребенку, что сним может случиься в случае того или иного неправильного поведения. Например «Колобок» — уходиь далеко от взрослых нельзя. Один шаг – можно, два- терпимо, три – нежелательно, четыре- съедят.  Или девочка в прислуге у Морозко – надо слушаться взослых и так далее.

Трансактный анализ обращает внимание на ролевый действия в сказке. Тоесть каждый персонаж в сказке, это реальный человек, который проигрывает роль в сказке и даже может взять ее за основу в жизненный сценарий. В свое время Эрик Берн описал как могут вести себя в реальной жизни Красная Шапочка и Спящая красавица.

Еще один подход позволяет рассмотреть всех героев сказки, как внутренние процессы одного человека. Например: принц – сознание , принцесса анима – женское начало, дракон – скрытая агрессия,  лесной старичок – собственная мудрость и так далее.

Те направления, которые уделяю внимание эмоциям считают, что каждый сказочный герой – это персонифицированные эмоции. При этом чаще всего говорят об отыгрывании эмоций, то есть в сказке ребенок отыгрывает такие эмоции, которых ему в жизни больше всего не хватает.  Можно назвать сказку   испытательной базой для трудных эмоций , поскольку это помогает превратить пугающие  эмоции в приятные.

А вот гипнотическая школа сравнивает сказку с наведением транса, прослушиванием и проживанием ее. Вспомните атмосфера почти одна и та же. Ребенок слушая сказку засыпает от голоса рассказчика, которому он доверяет. Речь ритмичная, в ней несколько раз повторяются присказки, следовательно сказка может внушать, а не только предлагать. Внушения могут быть самыми разнообразными, это и морали, и ценности, и модели поведения и так далее. Таким образом сказка несет в себе аналог постгипнотического внушения, на которое следует обращать внимание.

Важной чертой сказки является трансформация, когда некто маленький и слабый, превращается в большого и сильного и самодостаточного. Это можно назвать историей повзросления. Юнг говорил о похожем, когда основным мотивом сказки считал процесс индивидуации. Это не вообще повзросление: это вполне конкретная его стадия, на которой уже оформившееся и отделившееся сознание возвращается к своей подсознательной основе, обновляя и углубляя их взаимные связи, расши ряясь, обретая доступ к новым архетипическим образам и энергиям. Можно сказать, что ребенка сказка тянет вперед, а взрослого возвращает назад, в детство. Так и тянется она ниточкой, сшивая порванные края…

Таким  образом, роль сказки в психотерапии очень велика и позволяет достичь больших успехов. Но не лишним будет повторить, что сказкотерапия это вспомогательный прием и вряд ли вам удастся с помощью одной только сказкотерапии добиться окончательного, положительного результата.

Психолог-консультант Татьяна Крюкова

[/su_expand]

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.