• Мой телефон : 8 914 805 00 98
06Апр
2016
0
Рисунок семьи.

Рисунок семьи.

Наиболее популярная методика  в работе с  детьми является – рисунок семьи. Он наиболее что используется психологами, так как позволяет в деталях выяснить подробности взаимоотношений в семье.

[su_expand more_text=»читать далее…»]

Не редко в семье возникают проблемы, с которыми родители не могут справиться самостоятельно и тогда на помощь приходит методика рисунка семьи. С помощью этого теста, ребенок может выразить все то, что он не может сказать словами. А для родителей это возможность найти  причину возникших проблем и постараться исправить ситуацию.

Еще один плюс этой методики в том, что для интерпретации рисунка, родителям совсем не обязательно иметь педагогическое и психологическое образование. Достаточно очень захотеть помочь ребенку и его рисунок откроет вам много тайн.

Стоит отметить, что данную методику не стоит применять детям младше 4-5 лет. Потому что в раннем детстве дети рисуют еще очень примитивно и рисунок будет иметь мало информации.

Итак, для осуществления теста необходимо дать ребенку чистый лист, попросите его нарисовать семью. Ребенок может спросить : «А как это семью?», «А кого именно нарисовать?» и т.д.  Не уточняйте, что именно рисовать, не обсуждайте детали. Просто скажите, что нарисуй так как захочешь. Далее, пока малыш рисует, сидите тихо и наблюдайте. Если ребенок скажет, что у меня не получилось, дайте ему другой лист бумаги.

На что стоит обратить внимание в процессе рисования семьи, это что ребенок при этом говорит, и к какому персонажу рисунка это относиться, кого он рисует первым, долго ли думает кого и что нарисовать. По окончании рисунка, обязательно похвалите ребенка за удивительно красивый рисунок, а затем уточните, 1) кого именно он нарисовал.  Иногда бывает очень сложно определить, кто именно нарисован.

2)Что они делают? Это нужно для того, что бы уточнить, есть ли в семье диктатор, которому подчиняются все в семье. По мнению малыша.

3) Кто самый счастливый в семье? Варианты ответов могут быть разными и достаточно забавными. Но если малыш скажет, что это папа, потому что он самый сильный, есть повод для беспокойства. Возможно папа тот самый диктатор, воле которого подчиняются все и его диктат подавляет ребенка.

4) Если все собрались в театр, но билетов на одного не хватает, кого оставим дома? Я думаю, что понятно, что тот, кого малыш оставит дома вызывает у малыша желание избавится от него.

5) А это кто? Этот вопрос относится к  необычным персонажам. Часто на рисунках появляются вымышленные персонажи. Необходимо выяснить чем они привллекательны для ребенка. Что он от них ждет? Возможно помощи? Чего то того, чего ему не хватает в семье?

Теперь рассмотрим рисунок более подробно. Посмотрите на рисунок как на картину в галерее. Не разбивайте ее на детали, а посмотрите на общий вид. Какое впечатление ставила у вас картинка?  Как члены семьи на ней  расположены?

— если держаться за руки, значит ребенку очень комфортно в семье;

-если разбросаны хаотично, значит ребенок чувствует в семье разобщенность;

-если один из членов семьи нарисован отдельно от других, значит этот человек либо оторван, живет отдельно, либо ребенок, по какой либо причине желает этого человека дистанцировать.

Кто самый привлекательный персонаж?

-обычно малыш рисует его самым первым;

-он больше остальных;

-он прорисован более тщательно, чем другие;

-остальные персонажи сгруппированы вокруг него, либо смотрят в его сторону.

Размер членов семьи говорит о том, какое место они занимают в жизни малыша. Если например бабушка значительно выше мамы, понятно, что отношения с бабушкой у ребенка гораздо ближе чем с мамой.

О душевном контакте в семье говорит то, с кем рядом на рисунке изображен сам малыш, держится ли он за руку или прижат близко к персонажу.

Как выглядит ребенок на рисунке?

-очень часто ребенок изображает себя в центре рисунка. Это означает, что он чувствует себя в центре внимания и что вся жизнь родных крутится возле него;

-бывает, что ребенок помещает себя в центр, но фигурка изображена очень маленькой, это означает, что ребенок чувствует себя очень неуверенно, беспомощно;

-если он поместил себя в уголок, или совсем не нарисовал, это может означать, что он не чувствует себя внутри семьи, или кто-то сознательно его оттуда исключает.  Кстати это же касается и тех персонажей, которых ребенок не нарисовал на картинке, забыл, или места не хватило. Этих людей ребенок хочет исключить из своей жизни.

Дополнительные персонажи. Бывает, что на рисунке появляются животные, или братья и сестры, которых нет в действительности. Все это говорит, о том, что ребенку не хватает общения, таким образом он пытается восполнить недостающие эмоции.

Родители. В благополучных семьях ребенок рисует родителей вместе. Если родители стоят на расстоянии, значит ребенок чувствует некую отстраненность родителей друг от друга. Если родители в разводе, но ребенок рисует их вместе, это говорит о желании ребенка соединить маму с папой. Если фигура одного из родителей выше другой, это говорит о доминировании этого родителя в семье.

Неодушевленные предметы. На рисунке может присутствовать множество предметов, которые для вас не имеют никакого значения. Но это только для вас, для ребенка это те предметы, которые дают ребенку ощущения дома, уюта, комфорта, надежности.

Теперь обратим внимание на детали. Штриховка и нажим на карандаш. Персонажи, которых ребенок закрашивает или изображает с более сильным нажимом на карандаш вызывают у ребенка тревожность, иногда наоборот линии очень слабые, еле просматриваются. Это так же сигнал того, что ребенок испытывает тревожность, он как бы не решается изобразить этого человека на рисунке.

Мелкие детали. Если их слишком много, это значит, что ребенок слишком фиксирован на порядке и правилах. Такой ребенок, как правило, скрывает все эмоции в себе, не выдает их наружу, что чревато эмоциональными срывами. Стоит задуматься, почему ребенок не рассказывает вам о своих тревогах.

Уши, глаза, губы.  Природа одарила человека ушами, для того что бы слышать. Значит самые большие уши ребенок рисует тому, кто вынужден слушаться, подчиняться.

Глаза для того, что бы видеть, но не только, еще и плакать. Если ребенок вместо глаз изображает точки или щелочки, значит что то или кто то не позволяет ему плакать (например- стыдит), либо ребенок намеренно что то не хочет видеть.

Рот. Если на рисунке он ничтожно мал, значит ребенку очень часто затыкают рот.

Предметы. По мимо любимых предметов на рисунке могут появиться папина машина, или мамин компьютер. Повод задуматься, а не уделяется ли родителями  больше внимания этим  предметам, чем малышу.  Обратите на ребенка внимание. Ему очень вас не хватает.

Исходя из  всего вышесказанного не стоит делать однозначные выводы. Не стоит сильно тревожиться. Очень часто рисунок ребенка не связан с психологическими проблемами. Например : очень многие дети, даже в более старшем возрасте не умеют хорошо рисовать, при этом существуют разные особенности, например в раннем детстве они все рисуют головоногов. То есть голова и ноги.

Один и тот же ребенок может совсем по-разному нарисовать один и тот же рисунок, но разными инструментами (карандаши, фломастеры, краски, мел и т.д.) и на разных поверхностях, доска, лист, большой или маленький, асфальт.

Дети могут копировать технику рисования у взрослых или у других детей. В разное время они увлекаются разной техникой рисования – например сегодня ему нравится штрих, а завтра квадратики и кружочки.

Так же рисунок ребенка может отражать не общее состояние, а  какое то недавнее впечатление (просмотренный накануне мультфильм или фильм). Поэтому, если у вас возникли подозрения, что у вашего ребенка есть проблемы, нужно это подкрепить дальнейшими наблюдениями, а не ставить сразу диагноз.

Психолог – консультант:  Татьяна Орт-Крюкова.

[/su_expand]

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.