• Мой телефон : 8 914 805 00 98
10Июн
2019
0

Инклюзивное образование «за» и «против»

С 1 сентября 2016 года всилу вступил закон об инклюзивном образовании, дающий право детям с ОВЗ учиться в общеобразовательной школе.  Благое дело. Совместное обучение здоровых ребятишек и ребятишек с проблемами здоровья учит жить в ладу друг с другом. Одни учаться понимать, что терпение и милосердие являются одними из основ жизни, другие учаться не бояться своей особенности. Но в этом, казалось бы очень благом намерении, как всегда случился перегиб. В обшеобразовательную школу стали поступать дети, которые, ну вообще, никак не могут обучаться в стандартной школе. И это не потому, что они плохие, а потому что, их психика не в состоянии принять те условия, которые предлагает общая школа. Я не говорю об образовательных программах, я говорю об социально-бытовых условиях школы. Не каждый ребенок с ОВЗ может контактировать с большим колличеством детей, ему трудно находиться в шумном и многолюдном месте.

Недавно я прочитала в интернете рассказ матери имеющей особенного ребенка. Приведу здесь часть текста.

» Я отошла… И вспомнила, как однажды на детскую площадку пришла мама с сыном-инвалидом. На вид ему было лет шесть, но он совсем не ходил. Он передвигался ползком, отталкиваясь локтями и волоча по земле совершенно недвижимые тонюсенькие ножки. Было видно, что это что-то врожденное. Одни дети смеялись (а мамы на них шикали), другие удивленно смотрели. Но с ним никто не хотел играть. Я попросила своих дочек познакомиться с ним, но они восприняли это без энтузиазма. В какой-то момент к моей Соне (ей тогда было года три) подбежал мальчишка, толкнул и отнял у нее то ли лопатку, то ли ведерко, не помню уже, и умчался. Соня начала истошно реветь. «Коллеги по песочнице», включая мою старшую, Варю, продолжали играть, не обращая на нее внимания. И тут к Соне подполз тот мальчик-инвалид. Он протянул ей какую-то свою игрушку и, улыбнувшись, сказал: — На, не плачь. Меня зовут Рома. Эту улыбку я запомнила навсегда. Столько в ней было чистоты. Какой-то настоящей, безгрешной, детской чистоты. Соня перестала плакать. — Давай играть, — продолжил он. — Ты будешь прекрасной принцессой, а я — прекрасным принцем. И они играли, долго, весело. К ним присоединилась Варя, потом другие дети. Они ползали по площадке, все в песке, грязи, и было так хорошо, тепло. И центром этого тепла был мальчик-инвалид Рома… «Зачем рожать больных детей?» — удивлялась старушка. Наверное, затем, что ползающий на животе и никогда не встававший на ноги Рома оказался действительно прекрасным принцем. Настоящим. Прекрасным душой, которая умеет жалеть, любить, дружить и радоваться жизни. И разве это не главное.»

Это часть большого рассказа в котором автор приводит несколько примеров очень добрых, наивных и чистых душой детей инвалидов.

Но есть и другая правда. У каждой медали две стороны. И больные дети это не только ангельская улыбка и чистая душа. А еще бывает немотивированная агрессия, невозможность приобретения бытовых навыков и я уже не говорю о том, что родители навсегда, до самой смерти лишаются личного пространства, что жизненно необходимо каждому из нас. Ребенок инвалид, это ведь не временное явление, это навсегда. Есть действительно милые, что-то урчащие себе под нос, улыбающиеся и не агрессивные. А есть те, которые вот только секунду назад улыбалась, а сейчас уже с диким взглядом бьет головой в лицо мать, которая уже знает своего ребенка и успевает увернуться или поставить блок. И тогда этот ребенок с криком начинает колотить себя кулаками по голове и кусать свои руки. И это нельзя остановить. Пока не закончится приступ агрессии. Я вижу полные горя и отчаяния глаза матери и понимаю, что ничем не могу ей помочь. Или другой случай, ребенок с глубокой умственной отсталостью. Такой глубокой, что ребенок не владеет речью и естественно не обучаем. Пока он еще в детском возрасте с ним как то еще можно ладить. Но матушка природа распоряжается так, что, отменив ум у ребенка, она не отменяет физическое развитие, в том числе и половое. Но так, как у этого ребенка не развиты социальные навыки, ему абсолютно не зазорно, подчиняясь зову природы, снять штанишки и продемонстрировать свое подросшее достоинство, а может еще и побаловаться им же. А в семье еще трое ребятишек, девочки. Как вы думаете спокойно живет эта семья?
Поэтому у данной темы нет однозначного ответа. Оставлять детей инвалидов в семье или отдавать в специализированные учреждения. Этот выбор делает каждый, столкнувшийся с этим горем, сам для себя. Лично я ни за и ни против данного решения. Это страшный и очень тяжелый выбор, который при любом раскладе станет для человека убийственным. Потому что, оставишь такого ребенка, забудешь о своей жизни, отдашь, тебя убьет чувство вины.
Инклюзивное образование это очень сложный процесс, который по щелчку пальца не введешь. В процессе вживления этого способа образования,  мы еще много раз столкнемся с труднопреодолимыми препятствиями. Но если мы, все вместе, будем учиться жить с людьми с особенностями, наблюдать, искать способы решения проблем и делиться своим опытом друг с другом, думаю в конце концов мы научимся мирно жить друг с другом. Хотелось бы в комментариях услышать ваши предложения, как можно сделать процес  инклюзивного образования взаимоприятным и взаимовыгодным.
Педагог-психолог Т.А. Крюкова.

 

 

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.