• Мой телефон : 8 914 805 00 98
24Апр
2019
0

Доклад «Организация взаимодействия психолога и педколлектива»

Эта тема не заимствована из интернета, не появилась, дабы оправдать свое присутствие, а родилась в процессе работы в коллективе, в процессе анализа результатов своей работы,как положительных, так и отрицательных.

Изучая обстановку в целом, я обратила внимание на то, что не у всех членов коллектива есть четкое представление о работе психолога. В связи с этим рождаются вопросы, которые почему то не задаются прямо, а ходят по школе и предаются от одного к другому. И лишь пройдя несколько кругов, доходят непосредственно ко мне. А кому отвечать, выяснить уже не представляется возможным. Поэтому я решила ответить на них вот таким вот способом.

Итак, ни для кого не секрет, что для всех нас, одной из основных задач образовательного процесса, является безопасность. Под этим термином скрывается большое поле деятельности, и в частности психологическая поддержка ребенка в процессе обучения. И вот тут возникает первая проблема взаимодействия.

Во-первых, психолог абсолютно беспомощен при работе с ребенком в одностороннем порядке. То есть, без взаимодействия с классным руководителем и родителями ребенка. А нередко я сталкиваюсь именно с такой картиной, дали сигнал и все, дальше, ты психолог, ты и работай, как хочешь. А как работать с ребенком, порой не верящему ни одному взрослому, мы все знаем. В итоге, нередко приходится ребенка ловить, уговаривать, и не всегда подобные попытки заканчиваются успехом. Даже, если первый раз я его уговорила зайти ко мне в кабинет, не факт, что второй раз он придет самостоятельно и мне снова не придется искать его по всей школе. Ну раз я его нашла, второй раз, но так ведь не может продолжаться бесконечно. Если классный руководитель дает сигнал, то он должен обеспечить явку ребенка, или организовать встречу психолога и ученика в своем кабинете. Таким образом, классный руководитель, тоже должен быть заинтересован в результате.

Такая же история и с родителями. Пришли к психологу, сказали, что с ребенком не справляются и дальше ни одного звонка, ни одного визита. В этом случае в процесс работы должен включаться социальный педагог и выяснить прчину равнодушия родителей к проблеме ребнка.

Как мы видим, трудный ребенок,  не может быть головной болью одного человека, он наша общая боль, и только вместе мы можем ему помочь. Как это организовать? Это не сложно. Необходимо при возникновении проблемного ребенка, собираться всем вместе, психолог, классный руководитель, родитель и намечать план работы с распределением обязанностей каждого.  Только в этом случае работа может дать положительныцй результат.

Я ни в коем случае не говорю о том, что все педагоги поступают таким образом. Нет конечно. С многими коллегами мы работаем бок о бок. И подозреваю, что у некоторых из коллег возникает справедливый вопрос, а где результат? И вот тут я хочу ответить еще на один вопрос, который так же никогда не задается прямо. А именно, где результат?

Дело в том, что психика человека очень сложный инструмент и починить его на раз не под силу ни одному специалисту, ни психологу, ни психотерапевту и даже психиатр этого сделать не сможет. И опыт здесь не решающий фактор. Опыт в этом случае поможет верно выяснить причину отклонения, подобрать технику, способы работы, но вот спрогнозировать проявление результата не сможет никто. Никто не знает где и когда он проявиться. И что станет спусковым крючком.

Допустим, работает дефектолог с дисграфией, месяц работает, два работает, пол года работает, нет результата и все тут. И вдруг, ребенок записал. Да так красаиво. Что стало причиной данной перемены, усиленная работа дефектолога или посещение некоторое время назад, музея калиграфии, в ходе которой ребенок так вдохновился увиденным, что решил во что бы ни стало научиться красиво писать. Ответить трудно.

Этот пример я привела только для наглядности. Он ни каким образом не означает, что с ребенком работать не нужно. Нужно работать, обязательно нужно, ведь работа дефектолога сделала свое дело. Только не стоит торопить психолога и делать выводы о его работе не зная специфики. Если работа не видна прямо здесь и сейчас, это не значит, что специалист на занятиях ерундой занимается.

Психолог и сам испытывает большие эмоциональные нагрузки, как раз таки из-за отдаленности результатов его деятельности. У него нередко происходит обесценивание своих профессинальных  качеств, а если это еще и подогревается из вне, то, как результат, профвыгорание и в коллективе еще на одного равнодушного члена больше.

Из этого следует вывод. Совместная работа, доверие, признание профессиональных качеств психолога и признание его полноправным членом педколлектива являются единственным гарантом качественной работы.

Педагог-психолог

Татьяна Крюкова